ЦИОЛКОВСКИЙ
Меню сайта

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта
  • Открытый Колледж.Физика
  • Единое окно
  • ФЦИОР
  • Подготовка к ЕГЭ по физике on-line
  • Единая коллекция ЦОР
  • МИОО
  • Московская астрономическая олимпиада
  • Астрономия. Виртуальный методический кабинет учителя астрономии и физики

  • Приветствую Вас, Гость · RSS 19.05.2024, 02:14

    ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович

    Кратко

    ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (5/17.09.1857-19.09.1935), русский ученый и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории воздухоплавания, основоположник современной космонавтики. Родился в семье лесничего. Перенеся в 14-летнем возрасте скарлатину, Циолковский практически потерял слух и учился самостоятельно. В 1879 сдал экстерном экзамены на звание учителя. В 1880 Циолковский назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище (Калужская губ.). В это время вышли первые труды Циолковского — "Теория газов” и "Механика животного организма” (1880-81). Он был принят в Русское Физико-химическое общество.

    С 1884 Циолковский работал над проблемами создания дирижабля и "обтекаемого” аэроплана, с 1886 — ракет для межпланетных полетов. Систематически занимался разработкой теории движения реактивных аппаратов и предложил несколько их схем. В 1892 Циолковский переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. В том же году вышел в свет его труд "Аэростат металлический управляемый” (о дирижабле). В 1897 Циолковский сконструировал первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью.

    В советское время Циолковский занимался главным образом теорией движения ракет (ракетодинамикой). В 1926-29 он разработал теорию многоступенчатого ракетостроения, решил важные задачи, связанные с движением ракет в неоднородном поле тяготения, посадкой космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы, рассмотрел влияние атмосферы на полет ракеты, выдвинул идеи о создании ракеты — искусственного спутника Земли и околоземных орбитальных станций. В 1932 Циолковский обосновал теорию полета реактивных самолетов в стратосфере.

    Технические идеи Циолковского нашли применение в конструировании ракетно-космической техники.


    ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович [5(17).9.1857, с. Ижевское, ныне Рязанской обл.,—19.9.1935, Калуга], русский и советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракето динамики, теории самолёта и ди- рижабля; основоположник современной космонавтики. После перенесённой в детстве скарлатины почти полностью потерял слух и практически лишился возможности продолжать обучение в школе. С 14 лет занимался самостоятельно. В 1873—76 жил в Москве, изучал физико-матем. науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное уч-ще Калужской губ. К этому времени относятся его первые науч. исследования. Науч. проблемы Ц. исследовал от элементарного матем. описания явления до глубоких теоретич. выводов, завершаемых практич. рекомендациями и инж. решениями. Осн. работы Ц. (с 1884) были связаны с четырьмя большими проблемами: науч. обоснованием цельнометаллич. аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на возд. подушке и ракеты для межпланет, путешествий. По всем этим направлениям исследований учёным сделаны основополагающие обобщения, науч. выводы и рекомендации, составившие значит, вклад в науку и" технику. В 1892 Ц. переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном уч-ще. Одновременно занимался созданием летат. аппаратов тяжелее воздуха. Ему принадлежит идея постройки аэроплана с металлич. каркасом. Он дал описание и чертежи моноплана, к-рый по внешнему виду и аэродинамич. компоновке предвосхищал конструкции самолётов, появившихся через 15—18 лет. С 1896 Ц. систематически занимался теорией движения реакт. аппаратов и предложил схемы ракет дальнего действия и ракет для межпланет, путешествий. Он построил в 1897 первую в России аэродинамич. трубу с открытой рабочей частью, разработал методику эксперимента в ней, в 1900 на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициент сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и др. тел. Фундаментальные науч. результаты получены Ц. в теории движения ракет (ракетодинамике), им создана к 1896 строгая матем. теория реакт. движения, хотя только в 1903 Ц. удалось опубликовать часть статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Это был первый в мире науч. труд по теории реакт. движения и теории космонавтики. В нём Ц. обосновал реальную возможность применения реакт. приборов для межпланет, сообщений, заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя (ЖРД). После Окт. революции 1917 Ц. много и плодотворно работал над созданием теории полёта реакт. самолётов, разработал схему газотурбин, двигателя. Им впервые была теоретически решена задача посадки космич. аппарата на поверхность планет, лишённых атмосферы. В 1926—29 он разработал теорию многоступенчатых ракет, а в 1932 — теорию полёта реакт. самолётов в стратосфере и схемы устройства самолётов для полёта с гиперзвуковыми скоростями. В 1927 опубликовал теорию и схему поезда на возд. подушке. Ц.— основоположник теории межпланет, сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космич. скоростей и осуществимость межпланет, полётов. Он первым изучил вопрос о ракете — искусств, спутнике Земли (ИСЗ) и о создании околоземных орбитальных станций как искусств, поселений, использующих энергию Солнца, и промежуточных баз для межпланет, сообщений; рассмотрел медико-биол. проблемы, возникающие при длит, космич. полётах; написал ряд работ, в к-рых уделил внимание использованию ИСЗ в нар. х-ве. Ц. первым решил задачу о движении ракеты в неоднородном поле тяготения и рассмотрел (приближённо) влияние атмосферы на полёт ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления возд. оболочки Земли. Им предложены газовые рули (из графита) для управления полётом ракеты и изменения траектории её центра масс, использование компонентов топлива для охлаждения внеш. оболочки космич. корабля (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла ЖРД; оптимальные траектории спуска космич. аппарата при возвращении из космоса и др. В области ракетных топлив исследовал боль шое число различ. окислителей и горючих для ЖРД; рекомендовал след, топливные пары: жидкие кислород с водородом, кислород с углеводородами и др. Ц.— первый идеолог и теоретик освоения человеком космич. пространства, конечная цель к-рого представлялась ему в виде полной перестройки биохим. природы порождённых Землёй мыслящих существ. В связи с этим он выдвигал проекты новой организации человечества, в к-рых своеобразно переплетаются идеи социальных утопий различ. ист. эпох. Ц. — автор ряда научно-фантастич. произведений, а также исследований в др. областях знаний: лингвистике, биологии и др. При Сов. власти Ц. были созданы все условия для творч. деятельности. Ему была назначена персональная пенсия. Труды Ц. в огромной степени способствовали развитию ракетной и космич. техники в СССР и др. странах. За «особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР», Ц. в 1932 был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В связи со 100-летием со дня его рождения АН СССР учредила Золотую медаль им. К. Э. Циолковского «За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений». В Калуге и Москве сооружены памятники учёному; создан мемориальный дом-музей в Калуге; его имя носят Гос. музей истории космонавтики и пед. ин-т в Калуге, Моск. авиац. технологич. ин-т. Именем Ц. назван кратер на Луне.

    Использованы материалы Советской военной энциклопедии


    Циолковский Константин Эдуардович (1857, с. Ижевское Рязанской губ. - 1935, Калуга) - ученый. Род. в семье лесничего. В 1866 после скарлатины почти потерял слух. Проучившись в гимназии в 1869 - 1871, из-за глухоты был вынужден покинуть ее и занимался самообразованием, увлекшись книгами и техникой. В 1873 - 1876 Циолковский жил в Москве, куда приехал для самостоятельных занятий в библиотеке Румянцевского музея (Циолковский вспоминал, что "питался одним черным хлебом, не имея даже картошки и чаю"). В 1876 вернулся к отцу. В 1879 сдал экстерном экзамены на учительское звание и зарабатывал на жизнь преподаванием физики и математики. Все свободное время Циолковский отдавал науке. В 1881 самостоятельно разработал основы кинетической теории газов и направил эту работу в Рус. физико-химическое общество, к-рое отметило у автора "большие способности и трудолюбие". С 1885 много занимался вопросами воздухоплавания и через два года своими руками сделал первую в России аэродинамическую трубу, опубликовав ее описание и результаты своих опытов; получил от Академии наук 470 руб. - первую и единственную материальную поддержку. В 1903 стал печататься труд Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами", в к-ром была изложена теория полета ракеты и обоснована возможность применения реактивных аппаратов для межпланетных сообщений. Он первым высказал идею о создании искусственного спутника Земли и околоземных станций. Им разработана идея использования реактивного принципа для движения межпланетных кораблей. Занимаясь исследованиями в области теоретической и экспериментальной аэродинамики, Циолковский разработал идею создания цельнометаллического управляемого аэростата. Известен Циолковский и как талантливый популяризатор, автор философско-художественных произведений ("На Луне", "Грезы о Земле и небе", "Вне Земли" и др.), разрабатывавший вопросы космической философии и этики, создавший утопию, к-рая воспринимается сегодня как антиутопия. После Октябрьской рев. 1917 участвовал в работе Пролетарского ун-та в Калуге, был избран членом Соц. академии, почетным профессором Военно-воздушной академии. В 1932 был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Горсовет подарил ему новый просторный дом. Все свои труды Циолковский завещал "партии большевиков и Советской власти".

    Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


    Циолковский Константин Эдуардович

    Циолковский родился 5 сентября 1857 года в селе Ижевском Рязан-ской губернии в семье лесничего.

    Потеряв слух, после перенесенной скарлатины, мальчик занимался самостоятельно. Когда Константину исполнилось шестнадцать лет, отец отправил его в Москву к своему знакомому Н. Федорову, работавшему библиотекарем Румянцевского музея. Под его руководством Циолковский много занимался и осенью 1879 года сдал экзамен на звание учителя народных училищ.

    В 1880 году Циолковский был назначен на должность учителя арифметики и геометрии в Боровское уездное училище.

    В Боровске Циолковский проработал несколько лет и в 1892 году был переведен в Калугу. Здесь он преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище, а все свободное время посвящал научной работе. Не имея средств на покупку приборов и материалов, он все модели и приспособления для опытов делал собственными руками.

    За вторую опубликованную работу "Механика животного организма" Циолковский был избран действительным членом Русского физико-химического общества.

    Столетов познакомил Циолковского со своим учеником Николаем Жуковским, после чего Циолковский стал заниматься механикой управляемого полета. Накопленный им материал был положен в основу проекта управляемого аэростата. Так Циолковский назвал дирижабль, поскольку само это слово в то время еще не придумали. Циолковский первым предложил идею цельнометаллического дирижабля, и построил его работающую модель. При этом ученый создал и прибор для автоматического управления полетом дирижабля, а также схему регулирования его подъемной силы.

    Циолковскому удалось опубликовать описание своего проекта в журнале "Научное обозрение" и таким образом закрепить за собой приоритет на это изобретение, несмотря на опровержение проекта Русским техническим обществом по причине аналогичного предложения от австрийского изобретателя Шварца.

    В 1903 году он опубликовал книгу "Исследования мировых пространств реактивными приборами", где впервые доказал, что единственным аппаратом, способным совершить космиче-ский полет, является ракета. Учение о реактивном звездолете только тогда было замечено, когда начало печататься вторично, в 1911-1912 годах, в известном и богато издающемся столичном журнале "Вестник воздухоплавания". Благодаря ранним работам Циолковского его приоритет был доказан.

    В этой статье и последовавших ее продолжениях (1911 и 1914 годах) он заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя. Им впервые была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы.

    В 1926-1929 годы Циолковский решает практический вопрос: сколько нужно взять топлива в ракету, чтобы получить скорость отрыва и покинуть Землю. Константину Эдуардовичу удалось вывести формулу, которая называется формулой Циолковского.

    Выяснилось, что конечная скорость ракеты зависит от скорости вытекающих из нее газов и от того, во сколько раз вес топлива превышает вес пустой ракеты. Расчет показывает: для того чтобы жидкостная ракета с людьми развила скорость отрыва и отправилась в межпланетный полет, нужно взять топлива в сто раз больше, чем весит корпус ракеты, двигатель, механизмы, приборы и пассажиры, вместе взятые. А это вновь создает очень серьезное препятствие.

    Ученый нашел оригинальный выход - многоступенчатый межпланетный корабль. Он состоит из многих ракет, соединенных между собой. В передней ракете, кроме топлива, находятся пассажиры и снаряжение. Ракеты работают поочередно, разгоняя весь поезд. Когда топливо в одной ракете выгорит, она сбрасывается, при этом удаляются опустошенные баки и весь поезд становится легче. Затем начинает работать вторая ракета и т. д. Передняя ракета, как по эстафете, получает скорость, набранную всеми предыдущими ракетами.

    Космические полеты и дирижаблестроение были главными проблемами, которым он посвятил свою жизнь. Но говорить о Циолковском только как об отце космонавтики - значит обеднить его вклад в современную науку и технику.

    Циолковский отстаивал идею разнообразия форм жизни во Вселенной. Он первый предложил "выдвигающиеся внизу корпуса" - шасси. Ему принадлежит разработка принципа движения на воздушной подушке, реализованного только много лет спустя.

    Умер Циолковский 19 сентября 1935 года.

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz